Знаете ли вы, что некоторые танцоры используют фены для подготовки пуантов? И что туфли главного танцора могут прослужить только половину выступления? Балет часто описывают как изящный и тонкий вид искусства. Его стереотипно считают женственным, а иногда даже называют легким. Но в часто неправильно понимаемом мире балета происходит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В этой статье вы узнаете десять удивительных фактов о артистах балета и их ремесле.
10. Изначально балет танцевали мужчины.
Этот вид искусства зародился при итальянских дворах в 15 веке. Когда Екатерина Медичи, одна из самых первых покровительниц балета, вышла замуж за французского короля Генриха II. Франция стала играть центральную роль в его развитии. В течение первых нескольких столетий произведения, как правило, исполнялись придворными, а профессиональные танцоры не исполняли главных ролей. Более того, большинство исполнителей были мужчинами. Первая женщина-главная танцовщица появилась только в 1681 году, и лишь сорок лет спустя женщины начали соперничать с мужчинами в технике. И хотя сегодня балет часто считается женским уделом. Однако хореографов и руководителей трупп по-прежнему больше мужчин, чем женщин.
9. Артисты балета тренируются больше, чем большинство профессиональных спортсменов.
Подготовка профессионального танцора занимает до десяти лет, и многие из этих лет уходят на занятия более двадцати часов в неделю. Танцоры не только изучают балет, но и посещают занятия по современному и характерному танцу, учатся партнерству и исполняют короткие отрывки из известных балетов, называемые вариациями. И дело не только в количестве часов. По словам футболиста НФЛ Стива Маклендона, балет — самая тяжелая часть его тренировочного режима. Несмотря на объемные мышцы Маклендона, его учитель танцев подталкивает его к достижению силы и грации этого вида искусства. Сочетание аэробных и анаэробных упражнений в балетном классе обеспечивает тренировку всего тела, которая развивает мышцы, которые в обычной жизни редко используются.
8. Большинство профессионалов придерживаются здорового питания
Часто упоминаемый идеальный тип тела танцора включает длинные, стройные ноги, короткий торс с узкими бедрами и стройную шею. Это побуждает бесчисленное множество молодых танцоров уделять нездоровое внимание своему весу. Однако, вопреки распространенному мнению, не многие танцоры страдают анорексией. Хотя начинающие танцоры часто имеют нездоровые отношения с едой, а некоторые могут страдать этим расстройством, это не относится к большинству профессионалов. В последние годы компании прилагают усилия к тому, чтобы нанимать танцоров со здоровой внешностью. Например, известно, что Королевский датский балет проводит беседы с сотрудниками, демонстрирующими нездоровые пищевые привычки, в попытке спасти их карьеру. Кроме того, многие профессиональные труппы нанимают диетологов и физиотерапевтов, чтобы поддерживать тело танцоров в хорошей форме.
7. Разрешение носить пуанты — это обряд посвящения
Самой важной вехой для начинающей балерины является переход на пуанты. Грациозный акт вставания на носочки в атласных туфельках вдохновляет многих девушек начать заниматься балетом. Но пуанты не так безобидны, как кажется. Если начать заниматься слишком рано, ученица может получить серьезную травму. Как правило, кости слишком податливы до десяти-одиннадцати лет, а многие опытные педагоги решают подождать еще дольше. Кроме того, техника девочки должна быть достаточно сильной, чтобы безопасно использовать обувь. Точные цифры варьируются, но большинство профессиональных учителей сходятся во мнении, что требуется два или более года тренировок несколько раз в неделю.
6. К новым пуантам нужно привыкнуть
В новых пуантах танцевать очень трудно и опасно. За многие годы тренировок каждый танцор выясняет, как ему лучше приспособить, или разнашивать, свою обувь, чтобы она лучше подходила к его ноге. Некоторые из этих мер весьма необычны. Например, некоторые танцоры скребут подошву обуви, чтобы она меньше скользила, стучат ею о землю, чтобы уменьшить звук на сцене, вырезают часть голенища — внутренней части подошвы — чтобы сделать ее более податливой, или наносят шеллак, чтобы сделать ее тверже. Один конкретный бренд даже требует от танцора использовать фен, чтобы расплавить обувь и придать ей форму ноги, а затем положить ее в холодильник для затвердевания.
5. Некоторые туфли служат всего один час
В отличие от тщательно продуманных процедур разнашивания, обувь профессиональных танцоров служит очень недолго. За один сезон, который обычно длится всего несколько месяцев, танцор может переобуть до 120 пар обуви. Поскольку пуанты стоят очень дорого, от 60 до более 100 долларов за пару, это одна из основных статей расходов профессиональных трупп. Одна труппа, Питтсбургский театр балета, сообщает, что только на женскую танцевальную обувь тратится почти 100 000 долларов в год. Известно, что некоторые главные танцоры используют несколько пар за одно выступление, особенно если они танцуют главные партии в таких балетах, как «Лебединое озеро» или «Спящая красавица».
4. Мужской эквивалент балерины — танцор
Хотя в классическом балете основное внимание уделяется танцовщице, танцор не менее важен. Он поддерживает балерину в некоторых из самых красивых и сложных частей классического репертуара. Многие танцовщики, например, Марсело Гомес из Американского театра балета, гордятся тем, что являются хорошими партнерами. Это включает в себя как обеспечение безопасности балерины на сцене, так и заботу о том, чтобы линии ее тела были показаны в выгодном свете.
Между тем, большинство мужчин вынуждены бороться со стереотипом женственности в балете. Этот вид искусства часто воспринимается широкой публикой как удел женщин. В небольших танцевальных студиях, как правило, есть лишь несколько мальчиков вперемешку с девочками. Многие из этих школ не имеют ресурсов или знаний для адекватного обучения юношей, особенно когда речь идет о партнерстве и некоторых более сложных прыжках и поворотах. Именно поэтому многие успешные танцоры-мужчины, в том числе и Гомеш, в юном возрасте покинули свои дома, чтобы обучаться в престижных школах.
3. Живой пианист сопровождает ежедневный балетный класс
Если вы думаете о балетной труппе, аккомпаниатор вряд ли придет вам на ум. Однако пианисты играют важнейшую роль как во время ежедневных занятий, так и во время репетиций и выступлений. С тех пор как в конце XIX века они заменили скрипачей, пианисты помогают формировать музыкальность молодых танцоров, а также сопровождают бесчисленные репетиции и даже выступления. И их работа отнюдь не легка. Они не только должны уметь играть широкий спектр произведений в разных темпах для каждой части класса, но и свободно владеть балетной терминологией. Если педагог говорит: «Мы пойдем с глиссады», каждый танцевальный аккомпаниатор будет знать, с какой части музыки начинать.
2. Не все артисты балета молоды
Подобно тому, как балет стереотипно считается женским искусством, он также считается молодежным. И хотя большинство профессионалов уходят на пенсию в возрасте от 30 до 40 лет. Некоторые из них остаются в больших труппах в качестве артистов. Как правило, это танцовщики таких трупп, как Лондонский Королевский балет, которые в течение своей основной карьеры выступали в качестве солистов или солистов. Теперь они исполняют роли, менее физически тяжелые, но артистически сложные. Например, артист-мужчина может больше не играть принца в «Спящей красавице», а изображать ван Ротбарта, злого волшебника.
1. Пачки ручной работы
Помимо пуантов, пачка балерины необходима для выступления. Для профессиональных трупп это также большая статья расходов, поскольку одна высококачественная пачка может стоить 2000 долларов. Но они также служат очень долго — иногда до 30 лет, и их могут носить несколько поколений танцоров. По традиции танцоры пишут на пачке свое имя, чтобы будущие артисты знали, кто носил ее до них. Верхний слой классической пачки выступает примерно на 13-15 дюймов от бедра, но под ним находится еще более десяти слоев тюля, поддерживаемых металлическим обручем. Пришивание всего этого тюля к панталонам занимает очень много времени и требует больших усилий. На изготовление одной пачки может уйти 120 часов!